Нордик Кидс

Монтессори-метод

Мария Монтессори на основе своих наблюдений сделала вывод, что формирование человека происходит в течение 24 лет. Она разбила этот период на этапы, каждый из которых составляет 6 лет.

  • 0-6 раннее детство
  • 6-12 детство
  • 12-18 подростковый возраст
  • 18-24 зрелость

На каждой стадии развития взрослые могут помочь ребенку приобрести определенные характеристики, которые будут влиять на следующие стадии. И если какие-то характеристики будут упущены, то в дальнейшем что-то можно будет исправить, а что-то уже нет. Опыт работы Марии Монтессори с детьми начался с возрастной группы 3-6, потом вместе со своим сыном, Марио Монтессори, она работала над группой 6-12. И только после возвращения из Индии Мария Монтессори в 1946 году сказала своей подруге Адель Коста Ньоке: «Мы начали слишком поздно». И под эгидой Министерства образования они основали курс «Ассистенты раннего детства».

Первые три года влияют на всю последующую жизнь ребенка. Из всех этапов развития этот этап самый важный. В этот период формируется психика ребенка, ребенок учится жить с помощью чувств. Этим детям нужна реальность и конкретный опыт. Основными характеристиками на раннем этапе являются:

  • «Впитывающий разум»  в возрасте с 0 до 6 лет. Разум ребенка впитывает абсолютно всю информацию. Ребенок не может оценить, что хорошо и что плохо. Нервные окончания открыты, и связи в головном мозге могут формироваться в любом порядке. Поэтому дети не прикладывают усилий, когда учатся в этот период.  Монтессори называла ребенка в возрасте с 0 до 3 «бессознательный творец».
  • «Сензитивные периоды» - это специальные моменты концентрации на чем-либо. Самое большое их количество приходиться на ранний этап развития. Во время сензитивного периода у ребенка есть огромное влечение к определенному виду работы или аспекту в среде, у ребенка есть интерес. Сензитивный период будет подталкивать ребенка к повторению, а повторение будет приводить к концентрации. Взрослые могут помочь своему ребенку приобрести определенные характеристики на каждом этапе развития.

Для этого необходимо:

  • обладать знаниями о создании правильной среды для ребенка в соответствии с его потребностями и возрастом;
  • дать возможность ребенку контактировать со средой;
  • помочь ребенку адаптироваться - «стать человеком своего времени и места».

Монтессори призывает нас не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя предложить нужный материал, который поможет ребенку освоить то, что ему интересно. При свободной и спокойной работе у ребенка возникает внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя.

Сейчас более 20 000 школ во всем мире применяют метод Монтессори в работе с детьми с рождения до 18 лет. За более чем 100 лет существования системы Монтессори миллионы родителей во всем мире выбрали этот подход к образованию для своих детей. Это, в свою очередь, означает, что существует устойчивый социальный запрос на изменения в системе образования. Чем отличаются выпускники школ Монтессори? В выборе, который они делают, потому что они его делают осознанно.  Знаменитые выпускники монтессори-школ: Сергей Брин и Лари Пэйдж - основатели Google, Джеф Безос - основатель Amazon, Джимми Уэлс - основатель Wikipedia, писатель Габриэль Гарсия Маркес.

«Целью образования должно стать развитие скрытых способностей детей, - говорила Мария Монтессори, – ребенок обладает разумом, способным впитывать знания. У него есть способность к самообучению… Это впитывающая форма разума формирует из ребенка взрослого, адаптирует его к любому общественному строю, климату или стране».

Заповеди Марии Монтессори

  1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).
  2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге  плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
  7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
  8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
  9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
  10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что  есть в твоем распоряжении.

Полезные ссылки

www.aidtolife.org Мультиязычный проект АМI для родителей и всех, кто имеет дело с маленькими детьми.

www.dom.montessori-org.ru Информационный портал для рожителей Общественного Фонда Монтессори: рекомендации по созданию домашней среды и воспитанию детей в соответствии с Монтессори-подходом.

www.michaelolaf.net Портал на английском языке о Монтессори-принципах воспитания и обучения детей любого возраста как в домашней среде, так и в монтессори-школах. Каталог развивающих материалов и игрушек.

www.nienhuis.ru Русскоязычный каталог Nienhuis Montessori (Голландия) – одной из признанных AMI фабрик по производству Монтессори-материалов.

www.montessori-piter.ru Российское производство ООО «Монтессори-Питер» и интернет-магазин: материалы, мебель для домашней среды и групп, развивающие игрушки и материалы для детей с рождения.

www.montessori-mebel.ru Ручное производство высококачественной мебели для домашней среды и классов с самого рождения.

Рекомендуемая литература

  1. С. К. Монтанаро. Понимание человека. Важность первых лет жизни.
  2. М. Монтессори. Впитывающий разум ребенка.
  3. М. Монтессори. Как развить внутренний потенциал человека.
  4. Э.М. Стэндинг. Жизнь и творчество Марии Монтессори.